Выступление на Общественных слушаниях
«Итоги голосования 14 марта 2010 года.
Легитимность выборов»
01
июля 2010 года г.
Новосибирск
Целью участия в избирательном процессе
членов Некоммерческого партнёрства «Избиратели и объединения за соблюдение избирательных прав в Новосибирской области»
было следующее:
- дать общественную оценку деятельности законодательной
и исполнительной властей всех уровней, прокуратуры, органов внутренних дел и
судов Новосибирской области по обеспечению гарантированных прав и свобод
избирателям, партиям и общественным объединениям во время подготовки и
проведения выборов в Новосибирской области;
- проанализировать деятельность прокуратуры НСО по контролю за соблюдением избирательного законодательства со
стороны всех ветвей власти во время подготовки и проведения выборов;
- проанализировать и дать общественную оценку
деятельности судов по защите прав и свобод
избирателей и участников избирательного процесса;
- изучить на практике методы контроля общественностью
НСО за соблюдением Конституции РФ и избирательного законодательства всеми ветвями власти Новосибирской области и
избирательными комиссиями, наметить пути
и способы их реализации;
- выработать предложения и рекомендации для избирательных
комиссий, законодательной и
исполнительной властей НСО по устранению негативных явлений в избирательном
процессе.
Десять членов Некоммерческого
партнёрства выставили свои кандидатуры в качестве кандидатов в депутаты
городского и поселковых Советов. Из них девять человек были зарегистрированы в
качестве кандидатов. Один член партнёрства был избран депутатом. В общей сложности двадцать исков было подано кандидатами в депутаты со стороны партнёрства
в районные и областной суды по различным нарушениям их прав и свобод со стороны
избирательных комиссий. Только одно исковое требование было
удовлетворено судом. В городскую избирательную комиссию было направлено три
жалобы, ни одна из которых не была удовлетворена. Свыше ста писем и заявлений
были направлены в Облизбирком, Совет депутатов г.Новосибирска, Горизбирком,
территориальные, окружные и участковые комиссии по различным аспектам их
деятельности, и получены от них ответы.
В результате активного участия в
выборном процессе членов партнёрства, пройдя через процедуры сбора подписей,
агитации и большое количество судов можно констатировать:
1. Утверждения Областной избирательной комиссии
Новосибирской области и Городской муниципальной избирательной комиссии города
Новосибирска о том, что выборы прошли без существенных нарушений, не
соответствуют действительности.
2. Выборы 14 марта 2010 года в Новосибирской области были
проведены избирательными комиссиями всех уровней с грубейшими нарушениями
избирательного законодательства Российской Федерации и Новосибирской области.
3. Согласно имеющимся официальным документам, выборы в
городе Новосибирске по избранию
депутатов в Городской совет были организованы и проведены окружными
избирательными комиссиями, которые не формировались в соответствии с
избирательным законодательством и не существовали фактически. Таким образом,
деятельность вновь избранного Совета депутатов города Новосибирска, избранного
с грубейшими нарушениями избирательного законодательства, не легитимна, а его решения и постановления
не имеют юридической силы в рамках законодательства Российской Федерации и
Новосибирской области.
4. Окружные избирательные комиссии в Новосибирской
области не формируются, что в значительной мере сокращает число участников
избирательного процесса, не обеспечивает надлежащий контроль за деятельностью
исполнительной власти и использованию ею административного
ресурса, способствует коррупции и ведёт к
превращению избирательных комиссий в филиал исполнительной власти. Так по городу Новосибирску, вместо 400 членов
окружных избирательных комиссий, которые должны были бы организовывать,
контролировать и проводить выборы по своим 40 округам, выборы проводили всего
90 постоянно действующих членов территориальных (районных) избирательных
комиссий, получающих заработную плату в кассах администраций своих районов. Размещаются эти территориальные избирательные
комиссии в зданиях районных администраций.
5. Прокуратуры Новосибирской области и города Новосибирска не обеспечили
надлежащий контроль за соблюдением избирательного
законодательства со стороны
избирательных комиссий, и полностью проигнорировали нарушения прав и
свобод избирателей и участников избирательного процесса избирательными
комиссиями, законодательной и исполнительной властями НСО. Мало того, отдельные прокурорские работники проявили
удивительные адвокатские способности. Участвуя в судах по искам к избирательным
комиссиям различного уровня, они
фактически подталкивали судей к принятию не правовых решений, когда не
существующие окружные избирательные комиссии, признавались действующими от
имени закона.
6. Судебная власть в Новосибирской области из независимой
ветви власти фактически превратилась в орган, обслуживающий исполнительную
власть, обеспечивая ей необходимую так называемую «правовую поддержку». Судьи и прокуроры идут на прямое нарушения
требований Конституции и законов Российской Федерации, принимают абсурдные решения, лишь бы оградить
исполнительную власть и избирательные комиссии от докучающих им отдельных представителей
общественности, добивающихся исполнения законов и обеспечения
конституционных прав и свобод для избирателей.
7. Избиратели, политические партии и общественные
объединения НСО не контролируют процесс формирования избирательных
комиссий всех уровней в Новосибирской
области и их деятельность. В результате, эти комиссии превратились в инструмент
переизбрания в различные органы власти представителей только одной правящей партии, что ведёт к дестабилизации общества, правовому нигилизму и отказу
основной массы избирателей от участия в выборах. Так за всех депутатов (и от
правящей партии, и от оппозиции) вновь избранного Совета депутатов г.
Новосибирска проголосовало всего около 17% избирателей. Фактически, эти
депутаты представляют лишь самих себя, да те коммерческие структуры, которые
финансировали их избирательную компанию.
При таких условиях говорить о народном представительстве избранного Совета не
приходится. Это полная профанация демократических принципов власти. Ложь, а не демократия правит бал в
Новосибирской области.
Предлагаю
внести в резолюцию слушаний следующие пункты:
1.
Обратиться в ЦИК РФ, Областной Совет депутатов и
Правительство Новосибирской области с предложением о переформировании Областной
избирательной комиссии и устранении от должностей председателя Облизбиркома Алексеенко Т.А. и
секретаря Лебедева, как не справившихся со своими обязанностями, с лишением
соответствующих льгот.
2.
Обратиться в городской Совет депутатов и Мэрию г. Новосибирска с предложением о переформировании
Городской муниципальной избирательной комиссии и устранении от должностей её председателя
Петухова и секретаря, как не справившихся со своими обязанностями, с лишением
соответствующих льгот.
3.
Обратиться в Генеральную прокуратуру РФ с предложением
о проведении детальной проверки деятельности Органов
прокуратуры Новосибирской области по контролю за соблюдением
избирательного законодательства во время
подготовки и проведения выборов с участием представителей общественности.
4.
Обратиться в областную коллегию судей Новосибирской области с предложением
дать правовую оценку судебным решениям по искам к избирательным комиссиям, и
деятельности судей, принимавших абсурдные решения.
5.
Выйти с законодательной инициативой в Областной Совет депутатов и городской Совет
депутатов по пересмотру избирательного законодательства и разработке новых
законов с привлечением широких кругов общественности Новосибирской области.
6.
Пункты законов об избирательных комиссиях должны
включать следующие положения:
а) все даже
временно создаваемые избирательные комиссии должны иметь статус юридического
лица;
б) должны
быть разработаны должностные инструкции всех членов избирательных комиссий и
нанимаемых сотрудников с указанием их прав, обязанностей и мерами
ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
в) все члены
избирательных комиссий (включая и временных) должны осуществлять свою
деятельность в избирательных комиссиях на основании трудовых соглашений, в
которых должны оговариваться условия труда, заработная плата и премиальный фонд
для членов каждой комиссии;
г) запретить
муниципальным и государственным служащим (получающим заработную плату из
соответствующих бюджетов) работать в избирательных комиссиях всех уровней;
д) обязать
избирательные комиссии проводить обучение всех членов избирательных комиссий и избирателей;
е)
предусмотреть определённый процент от общих затрат на избирательную компанию
выделять на обучение участников избирательного процесса и избирателей, причём
отдельные суммы на обучение членов комиссий, и избирателей;
ё) каждая
избирательная комиссия после её формирования должна представлять план обучения,
как членов комиссии, так и избирателей с указанием сроков и контролем
за их соблюдением;
ж) должны
быть разработаны методики по обучению членов комиссий всех уровней и
избирателей, членов комиссий с совещательным голосом и наблюдателей;
з) обязать избирательные комиссии всех уровней
разработать методический материал по проведению предварительного голосования,
голосования на дому, по открепительным
талонам и в день голосования;
и) подсчёт
голосов должен осуществляться по каждому виду голосования отдельно, с указанием
отдельными графами в протоколе голосования по каждому избирательному участку.