Господи благослови!
Путину
Владимиру Владимировичу.
Возлюбленный
во Христе брат наш Владимир!
Мы, Православные Христиане – граждане РФ, благодарим
Господа нашего Иисуса Христа за то, что он ниспослал нам Православного
руководителя, пекущегося о нашем Спасении и благополучие.
Мы молим Господа, чтобы он как можно
чаще даровал нам счастие лицезреть тебя молящимся в храме во время божественной
литургии, исповедующимся и причащающимся Божественных Таинств, дабы ты мог бы
ещё с большим усердием воплощать в
повседневную жизнь российских граждан заповеди Божии.
Господь наименовал всё учение Свое, всё
Слово Свое и все слова Свои заповедями (Ин. 14:21 – 23). Глаголы, – сказал Он, – яже Аз глаголах вам, Дух суть и
живот суть (Ин. 6:63). Они плотского человека претворяют в духовного, мертвого
воскрешают, потомка ветхого Адама соделывают потомком Нового Адама, сына
человеческого по естеству – сыном Божиим по благодати.
Заповедь Нового Завета, объемлющая все
прочие частные заповеди, – Евангелие. Исполнися время, приближися царствие
Божие: покайтеся, и веруйте во Евангелие (Мк. 1:15).
Господь назвал свои частные заповеди
малыми по простоте и краткости изложения, по причине которого они удобоприступны
для каждого человека. Назвав их малыми, Господь возвестил, однако, что
нарушитель одной такой заповеди мний наречется в царствии небесном (Мф. 5:19),
т. е. лишится этого царства (Благовестник).
Первая заповедь, данная вочеловечившимся
Господом человечеству, есть заповедь о покаянии. Святые отцы утверждают, что
покаяние должно быть и началом благочестивой жизни, и душею ее, во все
продолжение ее (прп. Марк Подвижник, Слово 1 о покаянии). Без покаяния
невозможно ни признать Искупителя, ни пребывать в исповедании Искупителя.
Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое
непотребным, оскверненным и потому постоянно нуждающимся в Искупителе.
Искупителем, всесовершенным и всесвятым, заменяется падший человек, исповедующий
Искупителя.
Господь первые слова свои устремил
против гнева как главной греховной язвы, главной страсти, противоположной двум
главным добродетелям: любви к ближнему и смирению. На этих двух добродетелях
основано все здание христианской жизни. Коснение страсти гнева в человеке
отнимает у него всю возможность к духовному преуспеянию.
Ближайшим ученикам и последователям
Своим Господь заповедал нестяжание. Не скрывайте себе сокровищ на земли (Мф.
6:19). Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища
неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни
моль растлевает; идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет (Лк. 12: 33 –34).
Чтобы стяжать любовь к предметам духовным и небесным, должно отречься от любви
к предметам земным.
Основным источником дьявольского
искушения в современном языческом мире, низвергающим человека в бездны ада,
превращающим его в убеждённого сторонника "иудейского материализма", является ссудный процент. Современная банковская система России постоянно
ввергает в грех наших граждан, начисляя проценты на их вклады и ссужая под проценты их сбережения клиентам
банков. Наши братья и сестры, кто пользуется современными банками в России,
невольно становятся ростовщиками. Но от того, что этот грех якобы
"вынужденный обстоятельствами", тем не менее, он не становится менее
тяжким.
В Священном писании неоднократно
говорится о недопустимости для православного человека, и тем более для клирика,
заниматься ростовщичеством. В Евангелии
от Луки читаем: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить
обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам,
чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и
взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами
Всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и злым». (Лук. 6:34 – 35)
В Библии ростовщичеству уделено огромное внимание. В книге Сирах читаем: «Хлеб нуждающихся есть жизнь
бедных: отнимающий его есть кровопийца. Убивает ближнего, кто отнимает у него
пропитание.… Когда один строит, а другой разрушает, то, что они получают для
себя кроме утомления? Когда один молится, а другой проклинает, чей голос
услышит владыка? Когда один умывается от осквернения мертвым и опять прикасается
к нему, какая польза от его омовения?». (34:21 – 25)
«Строящий
дом свой на чужие деньги – то же, что собирающий камни для своей могилы» . (21:9)
«Если
ты выгоден для него, он употребит тебя, если обеднеешь, он оставит тебя. Если
ты достаточен, он истощит тебя, а сам не соболезнует.…Своими угощениями он
будет пристыживать тебя, доколе два или три раза не ограбит тебя, не насмеется
над тобою, наконец». (13:1 – 8)
«Какое общение у волка с ягненком?…Какой
мир у гиены с собакой? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у льва – дикие ослы в пустыне. Так и пастбища
богатых – бедные». (13:21 – 23)
Из
Ветхого Завета (Второзакония) видно, что люди знали о воздействии
процентной системы на социальные механизмы угнетения и власти, их чрезмерность
от неуемного роста процентов. Об этом говорит Неемия
(наместник Иудеи 445 до Р.Х.):
«Мы желали либо достать хлеб и кормиться и жить. Были и такие, которые
говорили:…поля свои, виноградники свои, и дома свои мы закладываем, чтобы
достать хлеба от голода… Мы занимаем серебро на подать царю под залог полей
наших и виноградников наших… Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и
поля и виноградники наши в руках у других… Не в страхе ли Бога нашего должны
ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?»
Иоанн Златоуст рассуждает – если
вещественная лихва приносит людям вред, разоряет их, то не так в делах
духовных: данные от Бога дары мы призваны приумножать, не беднея при этом, а
богатея духовно. В земном долге должник, с которого взыскивается рост, впадает
в крайнюю бедность, а в духовной жизни, чем большую человек принесет лихву, тем
большее получит воздаяние. Вывод святителя Иоанна однозначен: «За такой только
рост (за милостыню – прим.) можешь приобрести себе царство, а за всякий другой
получишь геенну, потому что тот рост показывает сребролюбие, а этот –
любомудрие; тот – дело жестокости, а этот – человеколюбия».
Никейский собор, состоявшийся в 325 году, запретил всем духовным лицам
взимать проценты.
В 1139 году Второй Латеранский собор постановил:
«Кто берёт проценты, должен быть отлучён от церкви, и приниматься обратно может
только после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей
процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю».
В 1179 г. папа Александр III запрещает
процент под страхом лишения причастия.
В 1274 г. папа Григорий X применяет
более строгое наказание – изгнание из государства.
В 1311 г. папа Климент V вводит в
качестве наказания отлучение от церкви.
В дальнейшем, в течение многих веков
подряд церковь строго запрещала ростовщичество и объявляла взимателей процентов
опаснейшими еретиками. Свой вклад в это богоугодное дело внесли такие
представители церковной мысли как святой Фома Аквинский (1225–1274), святой
Бернардин Сиенский (1380–1444), святой Антонин Флорентийский (1389–1459).
Реформация провозгласила в лице Лютера новые подходы в борьбе с
ростовщичеством, в том числе церковным. В 1543 году основатель немецкого
протестантизма Мартин Лютер написал трактат "О евреях и их лжи", где
глубоко затронул проблемы ростовщичества.
Лютер слал на ростовщиков проклятия:
"Язычники могли заключить на основании разума, что ростовщик есть
четырежды вор и убийца. Мы же, христиане, так их почитаем, что чуть не молимся
на них ради их денег... Кто грабит и ворует у другого его пищу, тот совершает
такое же великое убийство (насколько это от него зависит), как если бы он морил
кого-нибудь голодом и губил бы его насмерть. Так поступает ростовщик; и все же
он сидит спокойно в своем кресле, между тем как ему по справедливости надо бы
быть повешенным на виселице, чтобы его клевало такое же количество воронов,
сколько он украл гульденов, если бы только на нем было столько мяса, что все
вороны, разделив его, могли бы получить свою долю. А мелких воров вешают...
Мелких воров заковывают в колодки, крупные же воры ходят в золоте и щеголяют в
шелку... Поэтому на земле нет для человека врага большего (после дьявола), чем
скряга и ростовщик, так как он хочет быть богом над всеми людьми. Турки,
воители, тираны – все это люди также злые, но они все-таки должны давать людям
жить и должны признаться, что они злые люди и враги, и могут, даже должны,
иногда смилостивиться над некоторыми. Ростовщик же или скряга хочет, чтобы весь
мир для него голодал и томился жаждой, погибал в нищете и печали, чтобы только
у него одного было все и, чтобы каждый получал от него, как от бога, и сделался
бы навеки его крепостным... Он носит мантию, золотые цепи, кольца, моет рожу,
напускает на себя вид человека верного, набожного, хвалится... Ростовщик – это
громадное и ужасное чудовище, это зверь, все опустошающий, хуже Какуса, Гериона
или Антея. И, однако, украшает себя, принимает благочестивый вид, чтобы не
видели, куда девались быки,. которых он втаскивает задом наперед в свое
логовище. Но Геркулес должен услыхать рев быков и крики пленных и отыскать
Какуса даже среди скал и утесов, чтобы снова освободить быков от злодея. Ибо
Какусом называется злодей, набожный ростовщик, который ворует, грабит и
пожирает все. И все-таки он как будто ничего не делал дурного; и думает, что
даже никто не может обличить его, ибо он тащил быков задом наперед в свое
логовище, от чего по их следам казалось, будто они были выпущены. Таким же
образом ростовщик хотел бы обмануть весь свет, будто он приносит пользу и дает
миру быков, между тем как он хватает их только для себя и пожирает... И если
колесуют и обезглавливают разбойников и убийц, то во сколько раз больше должно
колесовать и четвертовать... изгонять, проклинать, обезглавливать всех
ростовщиков".
До XVI в. взимание процентов было
осуждено 17 римскими папами и 28 соборами, в том числе 6 вселенскими. В Англии
на ростовщическую деятельность был наложен запрет светских властей в 1341 г.,
во Франции – в 1312 г. В 1286 г. в Пизе постановлением городской общины было
запрещено ростовщикам проживать в городе, судьям – выслушивать их жалобы, а
гражданам – давать им у себя приют. Статут города Вероны гласил:
“...ростовщикам вход в город и его окрестности запрещается”. В Голландии вплоть
до 1657 г. ростовщики не допускались к причастию, т. е. церковь отделяла их от
сограждан (Кулишер М. И. Очерки сравнительной этнографии и культуры. СП б.,
1887. С. 232).
В христианском мире нового времени папа Бенедикт XIV подтвердит в булле Vix
pervenit от 1 ноября 1745 года старинные запреты по поводу займов под проценты.
А в 1769 году ангулемским банкирам, затеявшим судебный процесс, было отказано в
иске к недобросовестным должникам под тем предлогом, что «они ссужали тем
деньги под процент». В 1777 году постановление Парижского парламента запретило
«любой вид ростовщичества, осуждаемый священными канонами», и французское
законодательство будет неустанно его официально запрещать как преступление
вплоть до 1789 года. И только Великая Французская революция одним из первых
своих законодательных актов отменит этот запрет. Банкиры, профинансировавшие
эту революцию, добились своего.
Ту же враждебность к ростовщикам мы
обнаруживаем в совершенно разных обществах, таких как, эллинское,
мусульманское, индийское, китайское. Макс Вебер
написал: «Каноническое запрещение процента находит себе эквивалент почти
во всех этических системах мира».
Религиозные догматы Ислама, например, напрямую
направлены на борьбу с ростовщичеством.
В Коране
находим аяты, осуждающие
ростовщиков, лихву (риба). Коран выступает против чрезмерно высоких
процентов, когда за
одалживаемую монету брали две,
а то и
четыре. С этим
он обращается и к тем ростовщикам, которые приняли ислам: "О вы,
которые уверовали! – читаем в 3-й суре. – Не
пожирайте роста, удвоенного вдвойне, и бойтесь Аллаха, – может
быть, вы окажетесь счастливыми!" (К., 3: 125). И еще: "...бог позволил
прибыль в торговле, а лихву
запретил... Верующие, бойтесь бога и
оставьте то, что
достается вам лихвой,
если вы верующие. Если не сделаете того, то знайте,
что у бога и посланника его война с вами. Но если вы покаетесь, то в ваших
руках останется капитал"
(2:276, 278–279).
«Во имя Аллаха милостивого,
милосердного! Увлекла вас страсть к умножению, пока не [чтобы] навестили вы
могилы. Так нет же, вы узнаете! Потом нет же, вы узнаете! Нет же, если бы вы
знали знанием достоверности... Вы непременно увидите [адский] огонь! Потом
непременно вы увидите его оком достоверности!» (Коран, Сура 102. Охота к
умножению)
Осуждение ростовщичества находим и у
Конфуция: «Благородный человек знает только долг. Низкий человек знает только
выгоду».
И в буддизме: «Царь. Проститутка, демон,
огонь. Вор. Юноша и нищий не могут понять страдания других. Восьмым в этой
категории является сборщик налогов и ростовщик». ( Афоризмы мудреца Чанакьи,
М.,Иамуна Пресс,1996.)
Итак, все мировые религии за исключением
иудаизма единодушны в оценке ростовщичества как фундаментального человеческого
зла, понимая под ним предоставление заимодавцем ссуды заемщику на условиях
уплаты за это вознаграждения. Размер вознаграждения при этом значения не имеет.
Вот почему многие наши братья и сестры
стараются по возможности не пользоваться современной банковской системой.
Дорогой брат Владимир! Сегодня как никогда
настоятельно необходимо экономическое переосмысления понятия современного
ростовщичества, как механизма навязывания странам и народам виртуальных долгов
финансовыми институтами «золотого миллиарда»
методами процентной экономики, создание и обслуживание «процентными
рабами» финансовой пирамиды долгов. Маркс называл лишенное материальности
иллюзорное накопление “фиктивным
капиталом” и говорил о методе “фабрикации фиктивного капитала”
(“Капитал”, том 3). Основу этого процесса составляет система кредита или
капитал, приносящий проценты. Процент –
это прибыль, которую приносят деньги как кредитный капитал. Структура
капитализма при этом следующая: деньги, которые не могут быть непосредственно
вложены их владельцем в производство, ссужаются (обычно через банковскую
систему) производственному капиталу, чтобы там добавиться к реальному процессу
получения прибыли. Процент, который кредитный капитал предоставляет производственному капиталу, есть ни что иное,
как “часть прибыли” от производственного
капитала, которая уплачивается кредитному капиталу за ссуженные деньги. Однако,
ситуация меняется в случае, если капитал предстает в виде денег, приносящих
деньги, минуя реальное производство. Это и есть фиктивный капитал. Современные государства давно уже не могут
оплачивать свои функции из реальных налоговых поступлений. Они должны регулярно
занимать деньги на финансовых рынках, что, разумеется, означает: “Государство
должно ежегодно уплачивать своим кредиторам определенный процент за ссуженный
капитал” (“Капитал”, том 3). Несправедливость такой ситуации была очевидна для
экономиста и поэта Эрза Паунда. Он заявляет, что «кредит нации принадлежит
нации, и нация не нуждается в оплате собственного кредита. Нация, не желающая
залезать в долги, бесит ростовщиков. Правительство,
заявляющее: «мы не можем строить железные дороги, поскольку у нас нет средств»
столь же смешно, как и то, которое заявит, что строительство невозможно «из-за
отсутствия километров». Государство само может стать заимодавцем.
Важнейшим инструментом современного
ростовщичества становится кредитная карточка. В конце 20 века кредитная карточка превратилась в
деньги среднего класса и богатых, выступая новым механизмом ростовщичества со
стороны банков и финансовых компаний. Клиент с помощью кредитной карточку
получает возможность пользоваться деньгами, которых еще не заработал или не
получил, но по которым доход будет
позже.
«Компании, выпускающие кредитные
карточки, пользуются множеством маркетинговых ухищрений, чтобы не только
привлекать покупателей своего товара, но и заставлять их залезать в долги. …Купите
товар сейчас и не беспокойтесь о нем. Оплачивайте его небольшими
ежемесячными взносами. Тратьте столько
времени, сколько вам необходимо. Вы в состоянии контролировать процесс. Вот
свод принципов, которые внушаются людям. Вот на что ловится большинство тех,
которые приходят к нам»,– говорит Марил Оэтьен, сотрудница офиса "Службы
поддержки потребительского кредита" в Колорадо (США).
Расплачиваясь кредитной карточкой, т.е. еще не полученным доходом,
владелец карточки создает деньги, просто покупая что-нибудь. Если он
покупает блузку за 100 долларов, то это
увеличивает объем продаж магазина в этот
день на сто долларов, добавляя на рынок
денег еще 100 долларов. Магазин
все равно получает доход от продажи блузки, независимо от того, есть у покупателя деньги в банке или нет,
производитель получал прибыль и зарплату, клерк комиссионные, правительство –
налог с продажи, магазин – прибыль. По сути, покупка по кредитной карточке
создает деньги путем их заимствования из завтрашнего дня и вклада их в
сегодняшний рынок. Карточные деньги называют "около-деньгами". В США
такие "около-деньги" превысили 150 миллиардов долларов в год к
середине 90–х годов. В книге рекордов Гиннеса
упомянут американец, который владеет
целой кучей из 1262 кредитных карточек. Увеличивая покупательную
способность, расширяя сферу производства
и услуг, использование кредитных карточек расширяет личные долги их владельцев
и раскручивает международную инфляцию, вызванную безудержным аппетитом Америки
в отношении кредита. Однако, приходя в ресторан, посетитель не ест меню вместо
вкусного обеда!
Использование
процентной системы трат в счет будущих
доходов нарушает экологические нормы существования человека, поскольку требует
экстенсивного производства и потребления.
Систему займов в счет будущего заработка
и траты этого заработка сегодня называют
«продолжением алхимии другими средствами». Воистину, «Мы претерпеваем одинаковую судьбу с алхимиками, которые,
думая об одном золоте, открывали порох, фарфор, лекарства и даже законы
природы». ( Артур Шопенгауэр)
Возлюбленный наш брат Владимир! Священное
Писание призывает власть имущих и правителей использовать силу государства для
ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования
государства (Римлянам 13:3-4). Наш с вами священный долг перед Господом, как
Православных христиан, разбирающихся в перипетиях современной
кредитно-финансовой системы создать
такие условия жизни для наших братьев и сестёр, чтобы их повседневная жизнь как
можно реже подвергалась искушению грехом.
Вот почему мы молитвенно просим тебя
брат Владимир совместно с братом Дмитрием (нашим президентом, который публично
демонстрирует свою принадлежность к Русской Православной церкви), инициировать
создание в Российской Федерации "Православного" банка.
На наш взгляд, это должен быть
государственный банк с участием Русской Православной Церкви. Его филиалы необходимо будет открыть по всей
стране. На средства, которые будут храниться в "Православном" банке,
не будут начисляться проценты, а выдаваемые ссуды будут беспроцентными.
Технология работы "Православного"
банка должна будет включать следующие ключевые аспекты:
– осуществление учёта денежных средств
клиентов без использования их в активных банковских операциях;
– исполнение поручений клиентов по
вложению их денежных средств в деловые проекты и возмездный контроль за
использованием этих денежных средств в проекте;
– контроль над исполнением сторонами
договорных обязательств в части своевременного перечисления денежных средств;
– осуществление клиринговых операций
между клиентами банка.
Выделение "Православного" банка
как независимой организации, не связанной обязательствами коммерческого или
инвестиционного банка, даже если они объединены в рамках холдинга и имеют
единый знак обслуживания, обосновывается необходимостью не допускать совершения
в таком банке операций, сопряжённых с повышенным риском. Вся деятельность "Православного"
банка будет направлена не на извлечение максимальной прибыли как таковой, а на
обеспечение максимальных гарантий сохранности вкладов для клиентов. Это будет
выделять "Православный" банк как класс.
Во-первых, банк будет осуществлять привлечение денежных средств
клиентов на счета. После этого клиентам будет предлагаться несколько возможных
бизнес-стратегий размещения этих денежных средств (от хранения на счёте до
востребования со 100%-ным резервированием, до размещения в инвестиционный
портфель, отвечающий определённым в бизнес-стратегии критериям). Существенным
отличием "Православного" банка от коммерческого или инвестиционного
банка на этом этапе будет выступать распределение рисков. За свои услуги "Православный"
банк получит только комиссионное вознаграждение, не имея гарантированного
ссудного процента (как коммерческий банк) и не присваивая себе прибыль от
инвестирования денег клиента (как инвестиционный банк). По своей сути "Православный"
банк либо будет осуществлять хранение денег клиента, обеспечивая их доступность
для него, получая за это вознаграждение, либо осуществлять профессиональное
управление сбережениями вкладчика (что придаст ему определённые черты
прайвит-банкинга).
Во-вторых, банк будет осуществлять за
плату инвестиционный анализ бизнес-проектов своих клиентов и, либо привлекать
для участия в них сторонних инвесторов, либо предлагать кому-либо из своих
клиентов на определённых условиях распределения рисков и прибыли, участие в
финансировании такого проекта.
В-третьих, "Православный" банк
может выступать «агентом доверия», повышая степень доверия сторон по договору
друг другу. В частности, используя механизмы аккредитива или безакцептного
списания, такой банк может, при условии открытия в нём счетов обеими сторонами,
по договору осуществлять списание денежных средств и их перевод на счёт другой
стороны, выполнять функции эскроу.
В-четвёртых, банк может осуществлять в
интересах акционеров (участников) и коммерческих организаций текущий контроль
за финансовыми операциями клиентов. Для определённых договором случаев
блокировать исполнение вызывающих недоверие операций, ожидая их подтверждения
специально уполномоченным акционерами (участниками) лицом, препятствуя, таким
образом, воровству внутри холдинга и злоупотреблениям со стороны исполнительных
органов коммерческих организаций, в частности, выводу активов.
Создание такого банка существенным
образом оздоровит финансовую систему России и явится стабилизатором её
экономики.
О внимающих учению Евангелия и
старающихся исполнять евангельские заповеди Господь сказал, что они добрым
сердцем и благим слышавше слово, держат, и плод творят в терпении (Лк. 8:15).
Отпущайте, и отпустят вам: дайте, и
дастся вам. Меру добру, наткану и потрясну и переливающуся дадят на лоно ваше.
Тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам (Лк. 6: 37–38) от милосердого и в
милосердии Своем правосудного Бога.
Внемлите – завещавает Господь – от лживых
пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от
плод их познаете их (Мф. 7:15–16). Лживые пророки всегда коварны, и потому
Господь заповедует по отношению к ним особенное внимание, особенную
осторожность (Благовестник). Лживые пророки познаются по плодам: по жительству
своему, по делам, по последствиям, истекающим из их деятельности. Не увлекись
красноречием и сладкоречием лицемеров, их тихим гласом, как бы выражением
кротости, смирения и любви; не увлекись тою сладкою улыбкою, которая играет на
их устах и лице, тою приветливостью и услужливостью, которая светит из взоров:
не обольстись тою молвою, которую они искусно распускают о себе между
человеками, теми одобрениями, похвалами, громкими именами, которыми величает их
мир: всмотрись в плоды их.
Дабы не уподобиться нам возлюбленный
брат Владимир лживых пророк, будем спешить сотворять добро, ибо дни наши
сочтены, а Христос ждёт от нас благих дел во имя Господа нашего.
Да хранит тебя Господь!
Аминь!
Брат
твой во Христе Александр.
(Чвалюк Александр Яковлевич,
адрес: sib-ps@yandex.ru)